Консультация для родителей на тему:
«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет
большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым
и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует
повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям
внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются.
Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и
навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному
развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем
мире.
Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения
прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает
ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после
полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая
продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
— Для достижения оздоровительного эффекта
в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на
свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
— В зимний период прогулки на воздухе
проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину
дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков
тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в
помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние
прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С,
для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.
-Время выхода на прогулку каждой
возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для
прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для
проведения прогулок.
Для осуществления задач всестороннего
развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с
педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный
участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным
участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются
места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка),
для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с
различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для
развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и
шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для
упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть
прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам
детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в
соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются
дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.
Помимо игровых площадок на участке
необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой
и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и
младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере
загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки,
коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные
дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель
организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа,
посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так,
чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг
друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для
каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными
шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы
ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим
детям.
Одевать и раздевать детей при подготовке и
возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для
одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей,
детей с низкими навыками самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит
гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
— воспитатель выходит с первой подгруппой
детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы
и провожает детей на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем
рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с
прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться
и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все
они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При
возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать
няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у
детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро
и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу,
завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали
помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки
одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять
детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с
прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Требования к одежде детей:
— в любое время года одежда и обувь должны
соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию
или переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на
верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны,
верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты
через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху
кладут носки.
Выходя на прогулку, дети сами выносят
игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от
времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку,
воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней
с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки
содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные
прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий